Поиск по сайту

АФИША МУЗЕЯ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ

Афиша музея

Ð?оÑ?ледний пÑ?оклÑ?Ñ?Ñ?й поÑ?Ñ?

12 мая, 18:00

Последний проклятый поэт

Финисаж выставки «Олег Григорьев. «Холодно быть человеком»

В воспоминаниях первой жены Ярослава Гашека, Ярмилы Майеровой, есть одно удивительное по своей лирической дерзости откровение. После всех рассказов про эскапады Ярды, после того, как читатель понял: женщине просто не оставалось другого выхода, как только забрать сына и уйти, словно бы услышав немой читательский вопрос: «А что ж Вы терпели-то сколько?», Ярмила по-женски выдыхает: «Если бы вы знали, как красив молодой человек, который делает то, что хочет».

Вот этот выдох вспоминается, когда речь заходит об Олеге Григорьеве, вообще-то, очень похожем на Гашека, точно так же, как и его лирический герой очень похож на Швейка, не только своим юмором ниже пояса, но и вот этим странным ощущением, возникающим у читателя: а он, этот лирический герой – идиот? Или он прикидывается? Или он не идиот и не прикидывается?

Есть в истории жизни Олега Григорьева одна загадка. Ненависть к нему, автору детских стишков, классика советской детской литературы Сергея Михалкова. С подачи Михалкова была «проработана» вторая книжка Олега Григорьева «Витамин роста». Что так возмутило небожителя, барина, советского миллионера? Свобода. Его возмутил «молодой человек, который делает то, что хочет». Быть свободным всегда непросто. Но быть свободным в несвободном обществе – совсем непросто. Олег Григорьев был свободным. Вот это, наверное, самое важное.

Встречу ведет Никита Елисеев.

 

Ð?Ñ?Ñ?Ñ?еÑ?а Ñ? Ð?лÑ?ей УÑ?еÑ?инÑ?м

15 мая, 18:00

Встреча с Ильей Утехиным

Цикл «Коммунальная квартира»

В среду, 15 мая, приглашаем на встречу из цикла «Коммунальная квартира». На этот раз гостем станет Илья Утехин, историк и антрополог, с конца 90-х занимающийся исследованием коммунального быта. Перед лекцией состоится экскурсия по мемориальной экспозиции музея – коммунальной квартире Пуниных-Ахматовой. Ведет хранитель экспозиции Наталия Павлова.

В последнее десятилетие советской власти и в начале пост-советского периода советская повседневность дала элементы художественного языка для московского концептуализма. Инсталляции Ильи Кабакова зачастую включают в себя объекты и тексты, которые обладают этнографической точностью по отношению к советской повседневности и, в частности, к коммунальному быту.

Это удивительное совпадение заставляет задуматься о том, какие смыслы увидит в этих артефактах, кристаллизующих человеческие отношения, антрополог. Как они соотносятся со смыслами, которые в эстетическом контексте эти артефакты порождают как элементы художественного высказывания? На что в советском культурном опыте опираются эти художественные высказывания? И что нам как зрителям сегодня дает временная и культурная дистанция по отношению к советской повседневности?

Илья Утехин – кандидат исторических наук, профессор факультета антропологии ЕУСПб, доцент факультета Свободных искусств и наук СПбГУ.

 

«Ð?изнÑ? оказалаÑ?Ñ? длинной»

16 мая, 18.30

«Жизнь оказалась длинной»

Презентация книги Людмилы Сергеевой


Филолог и мемуарист Людмила Сергеева рассказывает о своих встречах с известными людьми. «Вслед за Иосифом Бродским я надеюсь, что «Бог сохраняет все; особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос». Книга моя – благодарная дань памяти».


Иосиф Бродский, приезжая в Москву, останавливался в доме Людмилы и Андрея Сергеевых («тут был обжитый им диван, любимое кресло-качалка», велись «задушевные разговоры»); Сергеевы бывали у Анны Ахматовой («поразили одновременно ее простота и величие»); автор сблизилась с Надеждой Мандельштам («не великая вдова, а женщина, которая умеет внимательно слушать и весело смеяться»); Андрей Синявский был ее университетским учителем, а крестной матерью стала Мария Розанова («связь наша не только дружественная, но и духовно родственная»).
«Я никогда не читал таких доброжелательных мемуаров. Я много интересного узнал о своей семье: то, что казалось семейными легендами, оказалось реальной жизнью». (Егор Синявский)
«В этой книге – голос человека, который был со всеми и во всем – поддерживая, питая, соединяя…» (Никита Шкловский-Корди)

 

Ð? лиÑ?еÑ?аÑ?Ñ?Ñ?ном алÑ?манаÑ?е «Urbi» (1995-2008)

16 мая, 18.30

О литературном альманахе «Urbi» (1995-2008)

Вечер поэта и эссеиста Алексея Пурина, выступающего в данном случае в качестве прозаика, и прозаика и издателя, журналиста Владимира Садовского, соединенных некогда совместной работой над альманахом Urbi, выходившем в Нижнем Новгороде, а затем в Санкт-Петербурге в 1995-2008 годах. О прошлом, настоящем и будущем.
Альманах Urbi стартовал в Нижнем Новгороде в начале 90-х. Автором идеи был Кирилл Кобрин, историк, преподаватель Нижегородского университета. Сейчас Кобрин живет и работает в Праге. Было издано четыре номера, но затем идею альманаха пришлось на время «законсервировать»...
Издание было возобновлено в Петербурге через несколько лет силами Владимира Садовского и Алексея Пурина. Первый (соответственно, пятый если брать с самого начала) номер Urbi вышел в 1995 году. 61-й и пока последний (возможно, только пока и есть некие идеи, насчет, что называется, возобновления издания) вышел в 2008 году.
Формат альманаха – половина толстого журнала. Жанры: проза, поэзия, публицистика, эссеистика, критика. Некоторых авторов уже нет с нами: Самуила Лурье, Бориса Рыжего, Елены Шварц, Олега Юрьева... А многие, слава Богу, живут, здравствуют и творят.

Выставки 

Ð? поиÑ?каÑ? обÑ?аза

14 – 31 мая
В поисках образа

Галина Зернина. Фотография

По мотивам текстов Льва Выготского
Фотограф Галина Зернина продолжает серию художественно-просветительских проектов, посвященных деятелям мировой культуры, жившим и творившим в разных странах: Янушу Корчаку, Иосифу Бродскому, Наоми Френкель.
Выставка «В поисках образа» – попытка осмыслить тексты Льва Выготского (1896–1934), психолога, мыслителя, основателя научной школы культурно-исторической психологии, уникального исследователя, создавшего основополагающие работы по многим направлениям современной психологи.
В качестве текстуальной и «идеологической» основы Зернина выбирает только известные труды Выготского («Психология искусства), но и его ранние литературные, театральные, философские работы. Они созданы в годы Первой мировой войны и двух революций в России, на сломе всего традиционного уклада жизни.
Автор выставки поставила себя перед сложнейшей художественной задачей – найти визуальный язык для передачи собственного «удивления и восхищения от текстов, идей, философских построений блестящего ученого». Так возникли серии фотографий: «Традиция. Взгляд со стороны», «Дети. Непосредственное переживание», «Театр. На стыке формы и содержания», «Метафоры и знаки на пути».
Один из любимых приемов фотографа Галины Зерниной – двойная экспозиция. В театральной серии этот прием соотносится со словами Выготского о трагедии Шекспира «Гамлет»: «Она вся – из отзвуков, из отблесков, из отражений… воспоминаний, видений, теней, игры. Поистине, это трагедия проекций». Многослойность изображения становится метафорой сложности и глубины текстов Выготского. Сочетание черно-белых снимков и цвета, фактурной плотности и прозрачности в едином выставочном пространстве – попытка представить многогранность и масштабность личности главного героя.
В рамках проекта состоится ряд встреч, в ходе которых участники смогут поразмышлять о создании образа в разных видах искусств, о том, что такое художественное событие, можно ли научить творчеству.

Открытие выставки 14 мая в 18.00.


Ð?оÑ?од внÑ?Ñ?Ñ?и

16 – 31 мая

Город внутри

Екатерина Посецельская. Дмитрий Конрадт
Графика. Фотография
Выставка «Город внутри» – диалог или, скорее, дуэт графики и фотографии. Если следовать музыкальной аналогии, то каждый инструмент этого сочинения звучит самостоятельно, создавая полифонию интонаций.
На первый взгляд, жанр представленных работ – городской пейзаж, но поскольку это город – внутри каждого из авторов, становится несущественной его география и топография. Этот город хорош своей неочевидной, несовершенной красотой, открывающейся художнику и его внимательному зрителю.
Экспозиция построена таким образом, что листы графика/фотография составляют пары, где каждый голос дуэта ведет самостоятельную партию, гармонизированную со своим визави.
«Когда присутствуют такой близкий взгляд и переживание городского пространства, становятся не важны техника, приемы, материал. Они – средства передачи субъективного (и при этом родственного) видения. А оно, в сущности, есть наблюдаемая изнутри проекция внешнего мира на поверхность души. И еще: нам было интересно сопоставить совершенно «рукодельное» воспроизведение такого видения с чисто «техническим», (прямая фотография, в которой отсутствуют обработка и манипуляции)». (Дмитрий Конрадт)
Екатерина Посецельская – художник, член Союза художников России, Международной федерации художников (IFA), Ассоциации художников Фонда Тейлора (Франция). Последние годы занимается станковой графикой, иллюстрацией и дизайном книг. Работает в технике сухой пастели, акварельной и темперной живописи. Автор персональных и участник групповых выставок в России и за рубежом.
Дмитрий Конрадт – фотограф, член Союза фотохудожников России и Союза художников России. Начинал, фотографируя неофициальные рок-концерты в 1970–1980-х. Со второй половины 80-х начал работать с цветом. Основная тема – цвет и свет в городской среде. Автор более 25 персональных выставок, участник десятков коллективных проектов в России и за рубежом.

Открытие выставки 16 мая в 18.00.


НОЧЬ МУЗЕЕВ-2019


Ð?Ð?ЧЬ Ð?УÐ?Ð?Ð?Ð? 2019

18 мая, 18.00 – 19 мая, 6.00

Сад Фонтанного Дома

Химическая лаборатория культуры
Из чего складывается культура? Из традиций, которые берут свое начало в глубинах шумерийского эпоса, из открытий, которые предлагает современное искусство. Эта связь никогда не прерывается, как не может сомкнуться «пространство мировой культуры», элементом которого становится каждый.
Это серьезно. А если перейти на язык юмора и иронии (именно так мы привыкли говорить о серьезных вещах), ночью в Фонтанном Доме мы устроим химическую лабораторию культуры! При непосредственном участии посетителей-лаборантов появятся новые тексты культуры – поэтической, танцевальной, музыкальной…
С 18.00 первых гостей будет радовать музыкальный проект MAMA NATURE, исполняющий авторские композиции и этнические мотивы в новом прочтении.
В 19.00 выступит народная артистка Светлана Крючкова. Программа в саду Фонтанного Дома – уникальная возможность услышать произведения ключевых поэтов XX века в ее интерпретации.
Затем на главной сцене сыграет легенда отечественного джаза Вячеслав Гайворонский. Он представит свою новую программу «Агитации» для трубы и струнного квартета.
Ольга Чикина, один из самых ярких российских «сонграйтеров новой волны», тоже представит новинку – альбом «Все не так как кажется» (музыкальный продюсер Федор Чистяков) вместе с музыкантами группы КАФЕ.
Еще один гость Ночи Музеев – Псой Короленко! Дуэтом с Юлией Кабаковой он исполнит программу «А дороги далеки...» — песни Новеллы Матвеевой в аранжировках для двух голосов, фортепиано и виолончели.
Конечно, выступит и наш постоянный гость – театр пластики рук Hand Made, коллектив, придумавший собственный жанр, и создающий при помощи пластики рук не просто отдельные композиции, но и полнометражные спектакли.
Мемориальная экспозиция музея будет открыта всю ночь – там посетители смогут услышать специальную аудиоэкскурсию о «нежелательных элементах» советской культуры.


14.05.2019

Новости